Во время первого визита доктор: - знакомится с родителями и условиями жизни малыша.
- выясняет, как проходила беременность (не было ли токсикоза, не лежала ли мама на сохранении); как протекали роды (были естественными или малыш родился путем кесарево сечения, были ли осложнения); как себя чувствовал малыш (сразу после рождения, оценка по шкале Апгар и во время пребывания в роддоме).Эти сведения содержатся в обменной карте, которую мама получает при выписке из роддома и передает врачу-педиатру.
- составляет родословную малыша: собирает информацию о состоянии здоровья его родителей и других близких родственников (братьев, сестер, бабушек, дедушек). Это делается для того, чтобы определить риск возникновения у ребенка наследственных заболеваний.
- внимательно осматривает новорожденного: его кожу (цвет - нет ли бледности или желтухи, наличие гнойничков, опрелостей или потницы); голову (форма, наличие гематом, состояние родничков); глаза (симметричность, реакция на свет); уши (расположение, степень развития); зев (строение твердого и мягкого неба); грудную клетку (симметричность, форма); живот (форма, симметричность); половые органы (форма, степень развития); ноги и руки (положение, движения).
- -оценивает позу новорожденного, мышечный тонус, движения в суставах рук и ног, проверяет его рефлексы, ощупывает голову, живот, выслушивает сердце и легкие.
- осматривает и обрабатывает пупочную ранку новорожденного, обучает маму уходу за пупком малыша.
- осматривает грудь мамы, наблюдает, как мама кормит малыша; дает практические рекомендации по грудному вскармливанию, рассказывает о том, каким должен быть рацион кормящей мамы и почему ей так важно почаще отдыхать.
- рассказывает о гигиеническом уходе за новорожденным (как его купать, умывать, подмывать, чистить носик и ушки, а также о распорядке дня ребенка, его закаливании, прогулках и развитии малыша в первый месяц жизни).
- сообщает маме телефоны детской поликлиники и службы неотложной помощи; договаривается о времени следующего патронажа.
При втором и последующих визитах врач-педиатр или патронажная сестра снова внимательно осматривает новорожденного, оценивает, правильно ли он развивается, хорошо ли прибавляет в весе, как идет заживление пупочной ранки; обсуждает с мамой возможные проблемы подрастающего малыша (срыгивание, колики, молочница), отвечает на возникшие вопросы, показывает некоторые простые приемы массажа и гимнастики, проводит беседу о профилактике рахита.
Задача родителей предоставить ребенку возможность слушать их разговоры и пение, негромкую музыку, чувствовать их руки, ощущать телесное общение, особенно во время кормления. Совет матери: даже если ребенок находится на искусственном вскармливании, во время кормления необходимо брать его на руки.
Основные показатели правильного психо-эмоционального развития новорожденного после выписки из роддома: - положительно реагирует на поглаживание
- самопроизвольно улыбается
- улыбается в ответ на улыбку, голос и прикосновение
- успокаивается, когда берут на руки
- задерживает свой взгляд на короткий промежуток времени во время кормления
Обучение мамы правильному выполнению ежедневных для малыша манипуляций: - обработка пупочной ранки
- купание ребенка
- подмывание
- обработка носика, ушей, глаз
- уход за ногтями
Обработка пупочной ранки Обработку пупочной ранки достаточно проводить один раз в день после вечернего купания. Не стремитесь делать это при каждом удобном случае, так вы будете слишком часто сдирать образующиеся на ранке корочки, что не ускорит, а лишь усложнит и затянет заживление.
Вам понадобятся: ватные палочки, спиртовой раствор бриллиантовой зелени («зеленка») или хлорфиллипта, чистая пипетка, 3-% -ный раствор перекиси водорода.
Шаг за шагом: - Вытирая (точнее, промокая) кожу малыша после купания, хорошенько просушите и область пупка.
- Смочите ватную палочку в антисептическом растворе и смажьте ею ранку.
- Если отделяемого и корочек в ранке довольно много (обычно такое бывает в первые дни жизни малыша), их можно удалить 3%-м раствором перекиси водорода. Наберите в пипетку раствор перекиси водорода. Выпустите раствор в пупочную ранку. Соприкасаясь с биологическими средами, он начнет пениться и выносить корочки и отделяемое на поверхность.
- Просушите ранку с помощью сухой ватной палочки или ватного тампона. С помощью другой палочки смажьте ранку раствором антисептика.
В настоящее время в большинстве крупных родовспомогательных учреждений пуповинный остаток удаляют хирургическим путем на 2- е сутки жизни крохи. Обычно при подобном подходе не возникает необходимости использовать перекись водорода, т.к. процесс заживления проходит, как правило, гладко.
Купание ребенка Купание должно стать для вашего малыша ежедневной процедурой.
Во-первых, кожа крошки тонкая, и в ней гораздо активнее, чем у нас с вами, протекают обменные и выделительные процессы и кожное дыхание. Поэтому она должна регулярно очищаться.
Во-вторых, купание чрезвычайно полезно с точки зрения закаливания.
Вам понадобятся: ванна или детская ванночка, термометр для воды, кристаллы марганцево-кислого калия (в первые 7-10 дней жизни малыша), детское мыло или пена для ванн (1-2 раза в неделю), махровая рукавичка или мягкая губка (по желанию), большая пеленка или махровое полотенце, чтобы завернуть малыша после купания.
Температура воды должна составлять около 36-37оС. В целях закаливания температуру воды можно понижать примерно на градус каждые 2 недели. В первые 10 дней жизни малыша неонатологи рекомендуют купать его в слабом (светло-розовом!) растворе марганцево-кислого калия. Для этого кристаллы нужно не бросать непосредственно в ванночку, а предварительно растворить в небольшом объеме воды, приготовив довольно насыщенный раствор, и процедить его через несколько слоев марли или бинта. В противном случае нерастворенные кристаллы могут попасть на кожу или слизистые оболочки ребенка и стать причиной серьезных химических ожогов. Мыть малютку с мылом или в детской пене для ванн нужно 1-2 раза в неделю, в остальных случаях достаточно будет искупать его в простой воде. После ванны полезно ополоснуть ребенка проточной водой (из кувшина или душа), температура которой может быть на 1-2оС ниже. После купания заверните младенца в пеленку или полотенце. Тонкую детскую кожу можно только промокать, но ни в коем случае не растирать, ибо она очень легко травмируется. После ванночки следует приступить к обработке пупка.
Подмывание Подмывать ребенка следует после каждого стула и при смене подгузника. Удобнее всего подмывать малыша под струей проточной воды, так чтобы вода стекала спереди назад. Если по какой –либо причине вода недоступна (на прогулке, в поликлинике), можно воспользоваться влажными детскими салфетками.
Умывание Утром младенца можно умыть прямо на пеленальном столике.
Вам понадобятся: несколько ватных тампонов, кипяченая вода.
Личико и глазки малыша протираем ватным тампоном, смоченным в кипяченой воде. Для каждого глаза обязательно должен быть отдельный тампон. Движения направляйте от наружного угла к внутреннему.
Чистим носик. Необходимость в этом возникает, когда слышно, что дыхание крохи затруднено. Для этого удобнее воспользоваться турундочкой (фитильком). Осторожно, подкручивающими движениями, вводим ее в ноздрю. Если в носу много сухих корочек, турунду можно смочить в масле (вазелиновом или растительном). От этих манипуляций малыш может чихнуть, что упростит выполнение задачи.
Чистим ушки. Ушки ребенка следует чистить только тогда, когда ушная сера видна в устье слухового прохода. Не нужно делать это слишком часто: чем чаще сера удаляется, тем быстрее начинает вырабатываться. При чистке ушей ни в коем случае нельзя проникать в слуховой проход глубже, чем на 5 мм. Для этого даже существуют специальные ватные палочки с ограничителями.
Уход за ногтями Эти маленькие ноготки так быстро растут! По мере роста их нужно подстригать, чтобы малыш не поцарапал ни себя, ни вас. Воспользуйтесь «младенческими» маникюрными ножницами, у которых есть расширения на кончиках. Некоторым удобнее пользоваться специальными кусачками. Ноготки следует срезать прямо, не закругляя уголков, чтобы не стимулировать их рост и врастания в кожу.